Оглавление:
Введение
С 2006 года федеральными органами государственной власти Российской Федерации осуществляется целенаправленная деятельность, связанная с ограничением в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации.
Министерство образования и науки Российской Федерации в 2006 году разработало методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих ограничение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети «Интернет», содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания.
В 2011 году Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети «Интернет», утверждённые Министром образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. (письмо от 28 сентября 2011 г. № АП-1057/07).
Принятие в 2010 году Федерального закона № 436-ФЗ , а также последующее принятие иных законов, в том числе внесших дополнения и изменения в Федеральный закон № 436-ФЗ, существенно изменило условия ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации.
В 2014 году Минобрнауки России, Минкомсвязи России и Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества разработали методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
С 2016 по 2018 год Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества анализировала практику использования данных методических рекомендаций, а в адрес Минобрнауки России и Минкомсвязи России поступали обращения граждан и организаций, связанных с реализацией данного документа.
На основе результатов мониторинга безопасности образовательной среды, проведенного Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества весной 2017 года в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», и предложений, выдвинутых со стороны органов власти и представителей педагогической общественности, для включения в перечень рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, было решено актуализировать методические рекомендации на основе правоприменительной практики и дополнить новыми положениями для повышения эффективности данной работы в образовательных организациях:
Актуализировать перечень видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;
Обеспечить ежегодный мониторинг и единые правила тестирования проверки качества работы использования средств контентной фильтрации (СКФ) в образовательных организациях;
Реализовать вместо Реестра несовместимых с образованием ресурсов (Реестр НСОР) Реестр безопасных образовательных сайтов, который позволит централизованно организовать категоризацию безопасных сайтов для использования в образовательном процессе и оптимизировать работу по использованию средств контентной фильтрации.
Актуализировать систему организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в том числе уточнить необходимый перечень мероприятий и необходимые образовательным организациям комплекты образцов локальных актов;
Включить положения в текст методических рекомендаций, связанных с организацией работы СКФ в части финансирования и права образовательных организаций использовать различные технические решения по ограничению доступа обучающихся к видам информации, указанных в методических рекомендациях 2014 года;
Сформировать перечень организаций, на которых распространяется действие методических рекомендаций;
Уточнить порядок ответственности за качество СКФ.