Оглавление:
7.1. Организация деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательной деятельности в образовательной организации (из опыта Орловской области)
Защита прав ребёнка в современной России относится к числу актуальных проблем, порождённых явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребёнка.
Анализ обращений граждан, поступающих в аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, в адрес регионального омбудсмена, другие инстанции, свидетельствует о том, что в образовательных организациях довольно часто имеют место конфликты учащихся со своими сверстниками, педагогами, родителями, в результате которых участники образовательной деятельности получают моральные и физические травмы. Неумение правильно оценить ситуацию и сделать нужный выбор, боязнь обратиться за помощью к должностным лицам образовательной организации, родителям, зачастую приводит к серьёзным последствиям.
Прокурорской проверкой установлены нарушения в деятельности органов управления образованием и образовательных организациях области.
В ряде случаев образовательные организации не располагают сведениями о состоянии преступности, а несовершеннолетние, состоящие на учётах в полиции и КДН и ЗП, не состоят на учётах.
Образовательные организации не в каждом случае обеспечивают своевременное реагирование на вопиющие факты семейного неблагополучия, безнадзорности несовершеннолетних; о таких фактах не уведомляются другие органы профилактики; работа с подростками проводится без учёта их личных качеств, интересов, склонностей, не анализируется окружение подростков; допускаются случаи, когда образовательные организации не реагируют на факты продажи спиртного и сигарет в торговых точках в непосредственной близости от образовательных организаций.
Не во всех образовательных организациях обеспечен контроль за учащимися во время образовательной деятельности.
Отсутствие воспитательной работы в образовательных организациях приводит к совершению учащимися противоправных действий, конфликтам между участниками образовательной деятельности. Уполномоченный по правам ребёнка в Орловской области отмечает, что в 2012 году значительно увеличилось количество обращений по данным проблемам.
Успешному разрешению многих конфликтных ситуаций способствует специальная структура Уполномоченного по защите прав участников образовательной деятельности в образовательной организации. По сути это «школьный правозащитник». Избрание на эту должность мудрых, авторитетных людей позволит найти выход из многих сложных ситуаций, возникающих в процессе обучения. Подобная практика доказала свою эффективность в большинстве регионов.
В Орловской области данный институт действует с сентября 2012 года.
Уполномоченный по защите прав участников образовательной деятельности — это неофициальное лицо, избранное сообществом участников образовательных отношений и утверждённое Советом образовательной организации, которое наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательной деятельности.
Уполномоченный по защите прав участников образовательной деятельности в образовательной организации — это взрослый участник образовательной деятельности, к которому можно обратиться:
если считаете, что Ваши права или права Вашего ребёнка нарушены как участника образовательной деятельности;
если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребёнком и учителем, классным руководителем, администрацией гимназии;
за правовой консультацией (в рамках функционирования гимназии);
за информацией о существующих нормативных и гигиенических требованиях к организации образовательной деятельности;
если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательной организации.
Что даёт образовательной организации работа Уполномоченного?
Детям: чувство правовой защищённости: есть человек, к которому можно пойти со своими проблемами. Понимание, что можно и нужно жить по правилам, что у других людей есть тоже свои права и их нужно уважать. Понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь.
Учителям: осознание границ своих полномочий. Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт с администрацией. Чёткое понимание того, что он участник общественного договора, что не даёт войти в конфликт с ребёнком.
Родителям: спокойствие за детей, т.к. вероятность, что обидят или унизят, уменьшается. При конфликтной ситуации родителям есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав, не вводя конфликт в официальное русло.
Директору: до 90% конфликтных ситуаций решаются оперативно, до жалоб к администрации. Возможность решать проблемы и управлять образовательной организацией, использовать силу общественного мнения в большинстве случаев гораздо эффективнее официального рассмотрения спорного вопроса.
Образовательной организации в целом: изменение самой атмосферы. Конфликты не перерастают в борьбу, возникает ощущение единой команды.
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется:
Всеобщей декларацией прав человека;
Конвенцией ООН о правах ребёнка;
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Законом Российской Федерации от 29.12 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании», Законом Орловской области «Об образовании»,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Орловской области, общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребёнка, Уставом образовательной организации и Положением об Уполномоченном по защите прав участников образовательной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательной организации.
Основными целями и задачами Уполномоченного являются:
всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательной деятельности;
оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;
обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательной деятельности по вопросам защиты их прав;
содействие правовому просвещению участников образовательной деятельности.
Права и обязанности Уполномоченного
Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, и в рамках образовательной деятельности. Он не принимает управленческих решений, отнесённых к образовательной деятельности и компетенции должностных лиц образовательной организации.
Для реализации задач Уполномоченный имеет право:
посещать уроки, родительские собрания, заседания педагогического совета или иных органов самоуправления образовательной организации, совещания, проводимые руководителем образовательной организации;
получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательной деятельности;
проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления образовательной организации, администрацией образовательной организации проверку фактов нарушения прав участников образовательной деятельности;
заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательной деятельности;
пользоваться помощью участников образовательной деятельности при решении вопросов, относящихся к его компетенции;
вносить рекомендации (письменные и устные) администрации, педагогическому совету, органу самоуправления образовательной организации, предлагать меры для разрешения конфликта;
представлять своё мнение, оценки и предложения как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав участников образовательной деятельности педагогическому совету или иным органам самоуправления образовательной организации и администрации образовательной организации.
Уполномоченный обязан:
содействовать разрешению конфликта путём конфиденциальных переговоров;
по окончании учебного года предоставлять органу самоуправления образовательной организации, Уполномоченному по правам ребёнка в Орловской области отчёт о своей деятельности с выводами и рекомендациями.
Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными конфиденциальные сведения о частной жизни других лиц без их письменного согласия.
В основе деятельности Уполномоченного лежат следующие принципы:
Институт уполномоченного не является ни законодательным, ни исполнительным, ни судебным органом и не заменяет их;
Уполномоченный независим и неподотчётен при осуществлении своих полномочий другим органам (например, профсоюзному комитету или педагогическому совету, если по Уставу образовательной организации он не является органом самоуправления) и должностным лицам (руководителю образовательного образовательной организации);
Его деятельность не отменяет и не влечёт пересмотра компетенции других органов, его «оружие» — гласность, критика и авторитет;
Назначается, как правило, представительным органом (Совет образовательной организации, Управляющий Совет — органом самоуправления);
Исполняет свои функции неформально, используя доступный, простой и понятный способ деятельности;
Руководствуется не только правовыми нормами, но и правовыми принципами, моральными соображениями, идеалами справедливости и человечности;
Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
Омбудсмен улавливает ошибки и вскрывает несправедливости управления, оставшиеся вне поля зрения иных правообеспечительных органов (профсоюзного комитета);
Омбудсмен активно сотрудничает с администрацией образовательной организации, ищет компромиссы;
Активно работает со СМИ, обобщает результаты своей деятельности в специальных ежегодных докладах на заседании органа самоуправления (Совет образовательной организации, Управляющий совет и т. д.);
Омбудсмен не наделяется новыми или какими-либо экстраординарными полномочиями, не подменяет деятельность классного руководителя, председателя методического совета или профсоюзной организации. Его роль в том, чтобы привести в движение уже имеющиеся в арсенале правоохранительных органов средства правовой защиты.
Уполномоченный наделяется правом исследовать и рекомендовать, но не приказывать, обязывать и наказывать;
Омбудсмен наделён правом беспрепятственного доступа к детям с целью выявления нарушений их прав, свобод и законных интересов, а также обращения к администрации образовательной организации в целях получения необходимой информации и для устранения выявленных нарушений прав детей;
Важным принципом деятельности Уполномоченного является его инициативность в вопросах защиты прав ребёнка. Уполномоченный должен не только реагировать на поступившие к нему обращения, но и сам выявлять случаи нарушения прав детей;
Омбудсмен никогда не должен оставлять ребёнка беззащитным.
Уполномоченный действует методами убеждения и гласности. Для этого требуется, чтобы Уполномоченный был одновременно и гибок, и твёрд, непреклонен.
Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах.
Какой должна быть личность Уполномоченного?
Первое — омбудсмен не должен быть приверженцем интриг;
Второе — он должен знать все стороны деятельности своей образовательной организации и всегда руководствоваться девизом «Не навреди!».
Работа Уполномоченного будет более плодотворной, если он проявит большую терпимость, умение вести диалог, искать компромиссные решения, уважительно относиться к чужому мнению. В основе его деятельности должна лежать философия сотрудничества.
Конечная цель омбудсмена — быть простым, доступным и быстрым средством защиты прав детей, учителей и родителей.
Кроме того, Уполномоченный должен быть:
Нейтральным: он не должен иметь личной заинтересованности в результате рассмотрения жалобы или расследования. Эта нейтральность не нарушается симпатиями к определенному человеку или части коллектива. Всем предоставляются равные возможности изложить факты и свои мнения.
Независимым: в том смысле, что никто не указывает, как он должен работать с жалобами, которые находятся на рассмотрении, как их расследовать, каким должен быть результат рассмотрения и что рекомендовать.
Неформальным: омбудсмен не является частью какой-либо официальной процедуры рассмотрения жалобы. Все участники образовательной деятельности, обращающиеся за помощью, могут также предпринять другие шаги для разрешения своей проблемы. Поскольку процесс работы омбудсмена является неформальным, позиции сторон не являются жесткими, и проблемы могут быть часто разрешены проще, чем с применением официальных процедур.
Пользующимся доверием: необходимо, чтобы омбудсмен не раскрывал личность людей, обратившихся за помощью или предоставивших ему информацию, кому-либо без разрешения на то обратившегося лица. Эта конфиденциальность обеспечивает надежную атмосферу, когда люди могут чувствовать себя в безопасности, обсуждая проблемы и заботы открыто, свободно и абсолютно без страха какой-либо мести. Если в целях разрешения проблемы требуется раскрыть личность обратившегося, омбудсмен должен сообщить об этом данному лицу. И он (обратившийся) вправе выбрать, позволить ли раскрыть свою тайну или нет.
Иметь доступ к информации: омбудсмену необходимо иметь право доступа ко всей информации, затрагивающей права и интересы участников образовательной деятельности, и право опрашивать людей. Этот доступ необходим для того, чтобы эффективно собирать факты, касающиеся рассматриваемой проблемы.
Какие документы должны быть у Уполномоченного?
Уполномоченные действуют на основании Положения об уполномоченном по защите прав участников образовательной деятельности в образовательной организации.
Его основные разделы:
Общие положения
Основные цели и задачи Уполномоченного
Права и обязанности Уполномоченного
Процедура рассмотрения Уполномоченным обращений участников образовательной деятельности
Обеспечение деятельности Уполномоченного
Порядок избрания Уполномоченного по защите прав участников образовательной деятельности
Положение должно быть принято общим собранием коллектива и утверждено директором образовательной организации.
У каждого Уполномоченного должен быть разработан План работы уполномоченного по защите прав участников образовательной деятельности на учебный год, в котором отражена работа с детьми, педагогами, родителями, отдельной главой выделена организация профилактической работы с «трудными» подростками.
Ведётся журнал учёта обращений, состоящий из разделов: дата обращения, фамилия, имя, отчество заявителя, адрес, класс, причина обращения, принятые меры, куда направлено обращение, результат.
Отчётный доклад уполномоченного по правам участников образовательной деятельности, который предусматривает:
Общие положения;
Анализ обращений от участников образовательной деятельности: основная тематика обращений родителей; меры, предпринимаемые омбудсменом по обращениям;
Анализ проводимых мероприятий;
Планы на очередной период;
Локальные акты образовательной организации (приказы, распоряжения, положения, правила внутреннего распорядка, документы, определяющие права и обязанности обучающихся);
Страничка Уполномоченного;
Социальный паспорт образовательной организации.
Процедура рассмотрения Уполномоченным обращений участников образовательной деятельности
Уполномоченный рассматривает обращения участников образовательной деятельности (обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей несовершеннолетних)), касающиеся нарушения их прав, связанных с осуществлением образовательной деятельности.
Обращение подается Уполномоченному в срок не позднее трёх месяцев со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушениях. Обращение может подаваться как в письменной, так и в устной форме. Письменное обращение должно содержать Ф.И.О, адрес заявителя, изложение существа вопроса.
Получив обращение, Уполномоченный:
в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения обращения принимает его к рассмотрению;
разъясняет заявителю о других мерах, которые могут быть предприняты для защиты прав заявителя;
обращается к администрации образовательной организации с ходатайством о проведении проверки по фактам выявленных нарушений;
в случае необходимости обращается за разъяснениями к Уполномоченному по правам человека в Орловской области;
в случае необходимости передает обращение органу или должностному лицу, к компетенции, которых относится разрешение обращения по существу.
Уполномоченный вправе отказать от принятия обращения к рассмотрению, мотивированно обосновав свой отказ.
О принятом решении Уполномоченный в семидневный срок уведомляет заявителя.
Уполномоченный взаимодействует:
с государственными и муниципальными органами управления образованием;
Уполномоченным по правам ребёнка в Орловской области;
комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
отделами по делам несовершеннолетних органов внутренни дел;
органами опеки и попечительства.
Обеспечение деятельности Уполномоченного
Для эффективной работы Уполномоченного администрация образовательной организации оказывает ему всемерное содействие в предоставлении на период личного приёма отдельного помещения, в выдаче запрашиваемых документов и иных сведений, необходимых для осуществления деятельности в пределах его компетенции.
Администрация образовательной организации не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.
Для обеспечения деятельности Уполномоченного администрация образовательной организации вправе в установленном порядке предусмотреть возможность использования внебюджетных источников образовательной организации.
Правовое обучение Уполномоченных осуществляется при содействии Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области, Уполномоченного по правам ребёнка в Орловской области и общественных организаций, содействующих правовому и гражданскому образованию.
Порядок избрания Уполномоченного по защите прав участников образовательной деятельности
Уполномоченным может быть педагогический работник соответствующей образовательной организации: учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, а также родитель (законный представитель несовершеннолетнего) как участник образовательной деятельности и учащийся.
Участник образовательной деятельности, занимающий в образовательной организации административную должность, не может быть избран Уполномоченным.
Порядок избрания Уполномоченного
Подготовка и проведение выборов Уполномоченного:
для организации и проведения выборов в образовательной организации приказом руководителя создаётся избирательная комиссия;
подготовка выборов осуществляется открыто и гласно;
в пресс-центре образовательной организации (или специально отведенном месте) помещается информация о кандидатах на должность Уполномоченного за 7—10 дней до общего собрания;
всем кандидатам на должность Уполномоченного предоставляются равные права на ведение предвыборной агитации;
предвыборная агитация может проводиться с использованием радио образовательной организации, листовок с данными, характеризующими кандидата, собраний и встреч с участниками образовательной деятельности, публичных дебатов, дискуссий между кандидатами и т. п.;
запрещается некорректная агитация, оскорбляющая или унижающая честь и достоинство кандидата;
предвыборная агитация заканчивается за 2—3 дня до выборов.
Процедура выборов:
выборы проводятся один раз в четыре года в сентябре месяце;
в выборах участвуют работники образовательной организации, родители (законные представители несовершеннолетних), обучающиеся, достигшие 14-летнего возраста;
обучающиеся образовательной организации на собраниях структурного подразделения образовательной организации (классных собраниях) рассматривают кандидатуры на должность Уполномоченного;
выбрав кандидатуру, делегируют представителей (представителя) для участия в общем собрании образовательной организации с целью избрания Уполномоченного;
участники общего собрания избирают Уполномоченного большинством голосов (не менее 2/3 от общего числа участников общего собрания) открытым или тайным голосованием. Форма голосования определяется руководителем образовательной организации по согласованию с советом образовательной организации;
избранным считается кандидат, набравший большее количество голосов;
итоги оформляются протоколом и направляются в территориальное управление образования;
копия или выписка из протокола представляется в аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в Орловской области;
информация об итогах выборов размещается в пресс-центре или специально отведённом месте.
Досрочное прекращение деятельности Уполномоченного допускается в случае:
прекращение действия трудового договора, заключенного с педагогическим работником образовательной организации;
подачи личного заявления о сложении полномочий;
неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязанностей;
неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.