Оглавление:
1.4. Примерные основные образовательные программы общего образования
Примерная основная образовательная программа (далее – ПООП) - это учебно-методическая документация, в том числе примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и иных компонентов.
ПООП определяет рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 N 1/15, (далее - ПООП НОО) содержит следующие положения в области обучения правам человека.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение основных задач, в том числе, формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребенка, связанный с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Личностные результаты согласно ПООП НОО предполагают формирование у выпускника основ гражданской идентичности и компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
Планируемые результаты освоения предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" предполагают в частности развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации.
Планируемые результаты освоения предмета «Основы светской этики» предполагают то, что выпускник научится раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.).
Общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям и включает в частности «Правовое воспитание и культура безопасности», предполагающие формирование следующих ценностей: правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности.
Правовое воспитание и культура безопасности на уровне начального общего образования предполагают формирование у обучающихся первоначальных представлений о правах, свободах и обязанностях человека.
Правовое воспитание и культура безопасности включают следующие виды деятельности и формы занятий с обучающимися:
получают элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах гражданского общества, о законах страны, о возможностях участия граждан в общественном управлении, о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями и др.);
получают первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека, учатся отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни (в процессе бесед, тематических классных часов, в рамках участия в школьных органах самоуправления и др.);
получают элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав гражданина (в процессе знакомства с деятельностью детско-юношеских движений, организаций, сообществ, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
получают первоначальный опыт общественного самоуправления в рамках участия в школьных органах самоуправления (решают вопросы, связанные с поддержанием порядка, дежурства и работы в школе, дисциплины, самообслуживанием; участвуют в принятии решений руководства образовательной организацией; контролируют выполнение основных прав и обязанностей; обеспечивают защиту прав на всех уровнях управления школой и т.д.).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 N 1/15, (далее - ПООП ООО) содержит следующие положения в области обучения правам человека.
Согласно ПООП ООО методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Предметные результаты учебной дисциплины «Обществознание» в тематике «Гражданин и государство» включают: называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Выпускник получит возможность научиться во время обучения по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28.06.2016 N 2/16-з, (далее - ПООП СОО) содержит следующие положения в области обучения правам человека.
Основная образовательная программа среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО, Конституции Российской Федерации и Конвенции ООН о правах ребенка.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач, в том числе формирование российской гражданской идентичности обучающихся и другие.
Планируемые личностные результаты освоения ПООП СОО в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу включают:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15 - 18 лет, связанных с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности.
В результате изучения на базовом уровне учебного предмета "Право" на уровне среднего общего образования выпускник научится в частности характеризовать и классифицировать права человека и объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Таким образом, вопросы организации преподавания прав человека в образовательных организациях отмечены в Примерных основных образовательных программах общего образования.