Оглавление:
1.5. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее – Федеральный компонент) утвержден приказом Министерством образования и науки России от 5 марта 2004 г. N 1089.
Федеральный компонент – это основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливает:
обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
требования к уровню подготовки выпускников;
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
Федеральный компонент содержит следующие положения в области обучения правам человека.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на изучение, в том числе механизмов реализации и защиты прав человека и гражданина.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен уметь реализовывать и защищать права человека и гражданина.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ при изучении обществознания (включая экономику и право) включает следующие темы:
Конституционные обязанности гражданина;
Права ребенка и их защита;
Особенности правового статуса несовершеннолетних;
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ стандарта среднего (полного) общего образования по праву включает такую тему как международные документы о правах человека.
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России.