О семинаре
Автономная некоммерческая организация «Агентство поддержки государственных инициатив» и редакция средства массовой информации «Единыйурок.рф» проводят интерактивный семинар «Актуальные изменения в образовательном законодательстве России: обзор и предотвращение нарушений».
Цель семинара – профилактика рисков нарушения педагогическими и руководящими сотрудниками образовательных организаций законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Актуальность семинара обусловлена отсутствием в настоящее время систематизации нарушений законодательства Российской Федерации образовательными организациями и быстроменяющимся законодательством Российской Федерации, результатом чего становится недостаток должного информирования и как следствие многочисленные случаи нарушения действующего законодательства Российской Федерации педагогическими и руководящими работниками образовательных организаций.
Участие в семинаре бесплатно. По итогам семинара участникам, прошедшим регистрацию на портале, предоставляются электронные дипломы, подтверждающие участие в семинаре.
Письмо АНО "АПГИ" об образовательной программе
Презентация (доп ссылка)для самостоятельного изучения и распространения
АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Семинар педагогической школы «Права участников образовательного процесса», проводимой АНО «АПГИ» совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
О семинаре
Автономная некоммерческая организация «Агентство поддержки государственных инициатив» и редакция средства массовой информации «Единыйурок.рф» проводят интерактивный семинар «Актуальные изменения в образовательном законодательстве России: обзор и предотвращение нарушений» (далее – семинар).
Цель семинара – профилактика рисков нарушения педагогическими и руководящими сотрудниками образовательных организаций законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Актуальность семинара обусловлена отсутствием в настоящее время систематизации нарушений законодательства Российской Федерации образовательными организациями и быстроменяющимся законодательством Российской Федерации, результатом чего становится недостаток должного информирования и как следствие многочисленные случаи нарушения действующего законодательства Российской Федерации педагогическими и руководящими работниками образовательных организаций.
Особенно данный вопрос актуален в связи с мораторием на плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования на основании пункта 11(4) постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Семинар организован в соответствии с программой деятельности федеральной инновационной площадки в рамках педагогической школы «Права участников образовательного процесса», проводимой АНО «АПГИ» совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации при поддержке Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Минтранса России, Минэкономразвития России, МЧС России, Росавиации и Росжелдора, в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о правовом просвещении[1][2][3].
Образовательная программа семинара включает обзор изменений законодательства Российской Федерации и типичных нарушения образовательного законодательства Российской Федерации.
Обзор изменений законодательства Российской Федерации включает представление информации о принятых федеральных законах и нормативных актах, регулирующих образовательную деятельность. Данная информация сопровождается краткой характеристикой рассматриваемых актов с возможностью ознакомления непосредственно с подлинниками актов в Государственной информационной системы правовой информации [4].
Обзор типичных нарушения образовательного законодательства Российской Федерации подготовлен благодаря взаимодействию АНО «АПГИ» с Роскомнадзором, МЧС России, Рострудом, Роспотребнадзором и Рособрнадзором на основе представленной указанными федеральными органами государственной власти информации. Также обобщаются действия образовательных организаций различных субъектов Российской Федерации, нарушающие законодательство Российской Федерации и имеющие массовый характер вне зависимости от их социально-экономических условий деятельности.
В настоящее время на федеральном уровне представленные обзоры используются в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Минспорта России, Минтранса России, МЧС России, Росавиации и Росжелдора, а организация информирования субъектов образовательной политики в такой форме поддержана со стороны 41 прокуратуры субъектов Российской Федерации.
Для слушателей семинара опубликована тематическая презентация, которая позволит организовать информирование педагогических и руководящих работников по вышеуказанным вопросам в рамках педагогических совещаний и распространения в педагогическом сообществе каждой образовательной организации.
В семинаре принимают участие все педагогические, руководящие и иные работники образовательных организаций, реализующие основные и дополнительные образовательные программы. Участие в семинаре позволит вышеуказанным работникам образовательных организаций минимизировать риски нарушения в своей деятельности законодательства Российской Федерации и получить необходимые правовые знания, предусмотренные соответствующими профессиональными стандартами.
По итогам семинара слушателям предоставляются электронные дипломы, подтверждающие участие в семинаре, которые будут учитываться в ходе аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории и соответствия занимаемой должности, что является объективной мотивацией работников образования к участию в мероприятии.
Техническая и консультационная поддержка слушателей семинара осуществляется по ссылке.
[1] Деятельность осуществляется на основании частей 4 и 5 статьи 20 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и пункта 127 приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11.01.2023 № 29 "Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок на 2023 год".
[2] Деятельность осуществляется на основании абзаца 15 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и подпункта 6 пункта 1 статьи 31.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
[3] Центр правового информирования и правового просвещения АНО «АПГИ» осуществляет деятельность на основании части 4 статьи 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
[4] АНО «АПГИ» абонент Государственной информационной системы правовой информации (письмо Центра специальной связи и информации в Новгородской области ФСО России от 03.05.2023 №9/4/19/20/5-1370).
Обзор законодательства об образовании за второй квартал 2023 года
В целях эффективной реализации конституционного права на образование в период с апреля по июнь 2023 года на федеральном уровне принят ряд нормативных документов.
Так, в рассматриваемый период в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внесены следующие изменения:
Внесенными Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 124-ФЗ изменениями в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 2 дополнена пунктом 36, содержание которого раскрывает понятие «целевое обучение». В целях совершенствования положений Федерального закона, связанных с целевым обучением, скорректированы отдельные пункты указанного закона. В частности, актуализированы основные академические права обучающихся, которые, согласно внесенным изменениям в пункт 14 части 1 статьи 34, имеют право на переход с платного обучения на обучение за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов либо за счет собственных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Утратила силу часть 3 статьи 53, согласно которой в случае приема на целевое обучение в соответствии со статьей 56 Федерального закона изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом обучении. Актуализирована статья 56, положения которой раскрывают особенности целевого обучения. Отмечено, что заказчиком целевого обучения не могут выступать лица, указанные в части 2 статьи 1 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», а также лица, признанные иностранными агентами. Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2024 года. Заключение договоров о целевом обучении осуществляется начиная с приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам на 2024/25 учебный год.
Согласно внесенным Федеральным законом от 29 мая 2023 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменениям, с 1 января 2024 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с различными формами умственной отсталости) смогут однократно пройти обучение по программам переподготовки рабочих и служащих по очной форме обучения за счет средств региональных бюджетов. Указанным лицам выплачиваются в течение всего периода прохождения обучения пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и ежемесячное пособие. Размер и порядок выплаты данных пособий устанавливаются законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, законом предусмотрено преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Федеральным законом от 13 июня 2023 г. № 219-ФЗ внесены изменения направленные на обеспечение реализации права человека на образование. Закон об образовании дополнен положениями, обеспечивающими организацию дошкольного и начального общего образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. В частности, согласно внесенным изменениям в часть 5 статьи 5, создание необходимых условий для получения коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ дошкольного и начального общего образования в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности отнесено к полномочиям федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Кроме того, общие требования к реализации образовательных программ дополнены частью 12, содержание которой к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, относит определение особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного и начального общего образования для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни. Данные особенности, согласно изменениям, внесенным в часть 15 статьи 91, должны учитывать лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности.
Согласно внесенным Федеральнымзаконом от 13 июня 2023 г. № 251-ФЗ «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» изменениями, в часть 3 статьи 29 Закона об образовании, требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и формату представления информации устанавливает Рособрнадзор.
Согласно внесенным Федеральным законом от 13 июня 2023 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» изменениями, организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает оказание первой помощи обучающимся в период их пребывания в этой организации. Первую помощь вправе оказывать педагогические работники и иные лица при наличии соответствующих подготовки и (или) навыков. Кроме того, закреплен порядок допуска обучающихся до занятий физической культурой на основании сведений, содержащихся в заключении медицинской организации, выданном по результатам проведенных профилактических медицинских осмотров.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 24 июня 2023 г. № 283-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в часть 2 статьи 3 Закона об образовании, Правительство РФ ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом, представляет палатам Федерального Собрания РФ национальный доклад о реализации государственной политики в сфере образования, включающий в себя в качестве составных частей доклад о реализации государственной политики в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых и доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, и опубликовывает его на официальном сайте Правительства РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация представителей Правительства Российской Федерации о национальном докладе о реализации государственной политики в сфере образования заслушивается на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с их регламентами. Федеральный закон вступает в силу 5 июля 2023 года.
Указом Президента Российской 17 мая 2023 года № 358 Федерации утверждена Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия), являющаяся документом стратегического планирования, определяющим угрозы безопасности детей, а также цели, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей. В утвержденном документе выделены основные угрозы безопасности детей, среди которых снижение уровня благополучия детей и семей, имеющих детей, высокий уровень травматизма среди детей, приводящий к их смертности или инвалидизации, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, совершение преступлений в отношении и т.д. Определены следующие цели государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей. Указаны основные направления реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей.
В целях эффективного правового регулирования сферы образования принят ряд нормативно-правовых актов федеральными органами исполнительной власти:
Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2023 г. № 599 утверждены состав отдельных функций по организации образовательной деятельности, научной деятельности, материально-техническому обеспечению образовательных организаций высшего образования и научных организаций, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также правила, определяющие порядок, условия и формы осуществления указанных функций федеральными государственными образовательными организациями высшего образования, научными организациями в 2023 - 2026 годах. Закреплено осуществление отдельных функций федеральными организациями на основе заключаемого между ними и соответствующей образовательной организацией или научной организацией двустороннего соглашения о взаимодействии. Определены требования к данному соглашению.
Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2023 г. № 609 утверждены Правила, определяющие порядок координации работы органов государственной власти субъектов РФ, федеральных государственных образовательных организаций и научных организаций по подтверждению документов и сведений, необходимых для реализации академических прав и свобод и трудовых прав, получения мер социальной поддержки и стимулирования, предусмотренных законодательством РФ, обучающимися, педагогическими, научными и научно-педагогическими работниками из числа граждан РФ, постоянно проживавших по состоянию на 30.09.2022 на территории ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей. Уполномоченными органами, осуществляющими координацию работы, определены Минобрнауки России и Минпросвещения России. Установлены функции уполномоченных органов и комиссий по координации работы, созданных уполномоченными органами в целях рассмотрения запросов. Закреплены сроки рассмотрения запроса комиссией (не более 30 календарных дней с даты регистрации запроса) и предоставления мотивированного заключения по результатам рассмотрения запроса (в течение 3 рабочих дней с даты подписания).
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2023 г. № 613 предусматривается установление ежегодно выплачиваемого денежного поощрения победителю и призерам следующих профессиональных конкурсов: «Учитель года России» (1 млн. рублей - победителю, 500 тыс. рублей - каждому из призеров); «Воспитатель года России», «Директор года России», «Педагог-психолог России», «Учитель-дефектолог России», «Мастер года» и «Сердце отдаю детям» (200 тыс. рублей каждому победителю). Постановление вступает в силу с 2 мая 2023 года.
Постановлением Правительства РФ от 06 июня 2023 г. № 937 по 31 декабря 2023 г. включительно приостанавливается требование о размещении на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о персональном составе педагогических работников, являющихся иностранными гражданами. Кроме того, также приостанавливается требование о размещении в целях обеспечения осуществления мониторинга системы образования на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» информации о заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки.
Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2023 г. № 1023 закреплено проведение с 1 июля по 31 декабря 2023 г. на территории Российской Федерации эксперимента по формированию цифровых документов об образовании и (или) о квалификации посредством модуля «Единый реестр цифровых документов об образовании» федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» в рамках реализации суперсервиса «Цифровые документы об образовании онлайн». Установлено, что эксперимент проводится в 3 этапа: апробация формирования цифровых документов об образовании (основное общее или среднее общее образование) - с 1 по 31 июля 2023 г.; апробация механизма формирования цифровых документов об образовании и о квалификации (среднее профессиональное образование) - с 1 августа по 31 октября 2023 г.; формирование цифровых документов об образовании и о квалификации (высшее образование) - с 1 ноября по 31 декабря 2023 г. В качестве целей эксперимента определены создание и апробация механизма формирования цифровых документов об образовании и о квалификации (среднее профессиональное образование) и формирование цифровых документов об образовании и (или) о квалификации (основное общее и среднее общее образование, высшее образование) в рамках реализации суперсервиса «Цифровые документы об образовании онлайн». Утверждено Положение, устанавливающее порядок и условия проведения эксперимента по формированию цифровых документов об образовании и (или) о квалификации посредством модуля «Единый реестр цифровых документов об образовании» федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» в 2023 году. Определены участники эксперимента: Рособрнадзор, Минцифры России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минздрав России и Федеральная налоговая служба, а также образовательные организации, перечни которых представлены в приложениях № 1 - 3 к утвержденному Положению.
Приказом Минпросвещения России от 19 января 2023 г. № 37 (зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2023 г.) актуализирован порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО в целях устранения факторов невозможности проведения ГИА в форме демонстрационного экзамена на территориях ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в связи с отсутствием необходимых ресурсов для проведения экзамена в соответствии с федеральными оценочными материалами. Внесенными изменениями отменена обязанность образовательных организаций, реализующих программы СПО, проводить демонстрационный экзамен в соответствии с ФГОС СПО, которыми не предусмотрено проведение демонстрационного экзамена в качестве формы ГИА, и предоставлена таким организациям возможность проводить демонстрационный экзамен по желанию и исходя из имеющихся возможностей. В частности, указано, что демонстрационный экзамен профильного уровня проводится по решению образовательной организации на основании заявлений выпускников на основе требований к результатам освоения образовательных программ СПО, установленных в соответствии с ФГОС СПО, включая квалификационные требования, заявленные организациями, работодателями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации, в том числе являющимися стороной договора о сетевой форме реализации образовательных программ и (или) договора о практической подготовке обучающихся. Кроме того, выпускникам, не прошедшим ГИА по уважительной причине, в том числе не явившимся по уважительной причине для прохождения одного из аттестационных испытаний, предусмотренных формой ГИА, предоставлена возможность пройти не пройденное аттестационное испытание без отчисления из образовательной организации. Приказ действует до 1 сентября 2028 года.
Приказом Рособрнадзора от 09 марта 2023 г. № 360 «Об утверждении форм заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе «реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности и перечня документов, прилагаемых к заявлению о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, к заявлению о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и требований к их заполнению и оформлению» с учетом того, что в день принятия решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом в ГИС «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам» вносится запись, подтверждающая наличие государственной аккредитации образовательной деятельности, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица аккредитационного органа, данным приказом утверждены следующие документы: новая форма заявления о государственной аккредитации образовательной деятельности (приложение № 1 к приказу) и требования к его заполнению и оформлению (приложение № 2 к приказу); форма заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре (приложение № 3 к приказу), и требования к его заполнению и оформлению (приложение № 4 к приказу); форма заявления о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности (приложение № 5 к приказу) и требования к его заполнению и оформлению (приложение № 6 к приказу); перечень документов, прилагаемых к заявлению о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и к заявлению о внесении изменений в сведения, содержащиеся реестре, в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ (приложение № 7 к приказу), требования к заполнению и оформлению этих документов (приложение № 8 к приказу). Признан утратившим силу аналогичный приказ Рособрнадзора от 24 декабря 2021 г. № 1689. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Приказом Рособрнадзора от 09 марта 2023 г. № 367 в целях приведения нормативного правового акта в соответствие с законодательством Российской Федерации в приказ Рособрнадзора России от 29 ноября 2021 г. № 1533 внесены изменения, согласно которым утверждены новые формы проверочных листов, применяемых при госконтроле (надзоре) в сфере образования в части лицензионного контроля за образовательной деятельностью, а также в части порядка проведения ГИА по образовательным программам основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования. Кроме того, внесены изменения редакционного и технического характера в некоторые формы проверочных листов, представленных в приложениях к приказу, приложение № 5 к приказу признано утратившим силу.
Совместным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04 апреля 2023 г. № 232/551 утвержден порядок проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования который определяет формы проведения ГИА, участников, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, утверждения, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА. ГИА проводится в различной форме. Заявления с указанием учебных предметов, форм (формы) ГИА, языка, на котором планируется сдавать экзамены, а также сроков участия в ГИА подаются до 1 марта включительно. Вместе с тем вышеуказанные лица вправе подать заявления об участии в ГИА после 1 марта при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена. Кроме того, приказом признан утратившим силу приказ Минпросвещения и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 189/1513, ранее регулировавший аналогичные правоотношения. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года.
Приказом Минпросвещения России от 04 апреля 2023 г. № 233/552 утвержден порядок проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования, определяющий формы проведения ГИА, участников, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, утверждения, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА. Порядок предусматривает в числе прочего право обучающихся изменить (дополнить) перечень указанных в заявлениях об участии в экзаменах учебных предметов, изменить форму ГИА, а также сроки участия в экзаменах при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. Также закреплена возможность изменения уровня ЕГЭ по математике, указанного в заявлениях об участии в экзаменах, не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена. В этом случае в ГЭК подаются соответствующие заявления с указанием измененного уровня ЕГЭ по математике. Кроме того, выпускникам прошлых лет - военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, поступающим на обучение в военные образовательные организации высшего образования, - также предоставлено право участия в ЕГЭ, для чего они не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующего экзамена должны подать заявления об участии в ЕГЭ в места регистрации на сдачу ЕГЭ в субъекте РФ, где расположена военная образовательная организация высшего образования, или в места регистрации на сдачу ЕГЭ в субъекте РФ, где указанные лица проходят военную службу по призыву или по контракту. Документом также признан утратившим силу совместный приказ Минпросвещения и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512, регулировавший ранее аналогичные правоотношения. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года.
Приказом Минпросвещения России от 06 апреля 2023 г. № 240 утверждены порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Закреплены случаи перевода обучающихся в другие образовательные организации, который может осуществляться по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося; в случае прекращения деятельности исходной организации, аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или прекращения действия государственной аккредитации; в случае приостановления действия лицензии. Определены особенности перевода обучающихся в каждом из указанных случаев. Признан утратившим силу аналогичный приказ Минобрнауки от 12 марта 2014 г. № 177 с внесенными в него изменениями. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года.
Приказом Минпросвещения России от 12 апреля 2023 г. № 262 утвержден документ, закрепляющий порядок и условия перевода обучающихся в другие образовательные организации в случае прекращения деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам СПО, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, прекращения действия государственной аккредитации. Установлено, что перевод обучающихся не зависит от периода (времени) учебного года и осуществляется в принимающую организацию на имеющие государственную аккредитацию образовательные программы, на ту же профессию, специальность среднего профессионального образования, с сохранением формы обучения, курса обучения, основы обучения (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или за счет средств физических и (или) юридических лиц), а также стоимости обучения (при обучении по договорам об оказании платных образовательных услуг с физическими и (или) юридическими лицами). Признан утратившим силу приказ Минпросвещения от 26 августа 2021 г. № 604, ранее регулировавший аналогичные правоотношения. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года.
Нарушения в сфере трудового законодательства
В соответствии со статьей 352, части первой статьи 353 Трудового кодекса Федерации Федеральная служба по труду и занятости и территориальные органы осуществляют государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных содержащие нормы трудового права.
За первое полугодие 2022 года территориальными органами Роструда выявлено 1963 нарушений трудового законодательства в образовательных организациях, из них:
614 нарушений по вопросам оплаты труда;
193 нарушений по вопросам трудового договора;
98 нарушений по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
86 нарушений по вопросам обучения и инструктирования работников по охране труда;
77 нарушений по вопросам рабочего времени и времени отдыха;
70 нарушений по вопросу соблюдения установленного порядка проведения оценки условий труда на рабочих местах;
69 нарушений по вопросам проведения медицинских осмотров работников;
63 нарушений по вопросам дисциплины труда и трудового распорядка;
36 нарушений по вопросам гарантий и компенсаций;
30 нарушений по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаен на производстве;
29 нарушений по вопросам материальной ответственности сторон трудового договора;
18 нарушений по вопросам коллективных договоров и соглашений;
8 нарушений по вопросам регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями;
по другим вопросам 572 нарушений, из них 273 нарушений по вопросам охраны труда.
Основными нарушениями порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, установленного статьями 227-231 Трудового кодекса РФ, являются:
нарушение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом в органы и организации, указанные в статье 228 Трудового кодекса РФ, и, как следствие, расследование указанных несчастных случаев комиссиями ненадлежащего состава;
нарушение работодателями установленных сроков расследования несчастных случаев;
необоснованное возложение вины в происшедшем несчастном случае на пострадавшего (в первую очередь – при проведении расследований легких несчастных случаев комиссией работодателя) и, как следствие, необоснованное освобождение от ответственности иных должностных лиц;
несоблюдение порядка оформления материалов расследования, включая акт о несчастном случае формы Н-1.
Типология видов (типов) несчастных случаев с тяжёлыми последствиями, происшедших в организациях Российской Федерации, характеризуется следующими фактами:
37 % случаев в результате падения пострадавшего с высоты;
27 % случаев в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов;
12 % случаев в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов;
9 % случаев в результате транспортных происшествий (из них 79 % произошли на наземном транспорте).
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжёлыми последствиями, происшедших в Российской Федерации, более 50% несчастных случаев обусловлены типичными причинами организационного характера: неудовлетворительная организация производства работ; нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда; нарушение технологического процесса; недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда
Из общего количества несчастных случаев, происшедших в результате транспортных происшествий, 8 % произошли при следовании на работу (с работы) на транспортном средстве работодателя, 5 % во время служебных поездок на общественном транспорте.
Основными нарушениями при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам СОУТ, являются:
непроведение работодателями СОУТ;
недоведение результатов СОУТ до сведения работников;
игнорирование результатов СОУТ при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда при решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.
Исходя из анализа допускаемых в сфере оплаты труда нарушений наиболее распространенными нарушениями являются:
невыплата работникам заработной платы в полном размере (нарушение абзаца 5 части 1 статьи 21 ТК РФ);
нарушение сроков выплаты заработной платы (нарушение статьи 136 ТК РФ);
невыплата причитающихся средств при увольнении работника (нарушение статьи 140 ТК РФ);
нарушение сроков оплаты отпуска (нарушение статьи 136 ТК РФ);
отсутствие повышенной оплаты труда за работу в местностях с особыми климатическими условиями (нарушение статей 148, 315, 316, 317 ТК РФ);
отсутствие повышенной оплаты труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
нарушение сроков выплаты пособий по временной нетрудоспособности (нарушение статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства, регулирующими порядок оформления и расторжения трудовых договоров, являются нарушения требований:
части 2 статьи 57 ТК РФ (отсутствие в трудовых договорах обязательных условий (оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсирующие надбавки, определения режима труда и отдыха, даты начала работы, идентификационного номера налогоплательщика, срока действия трудового договора, условия труда на рабочем месте и др.);
части 4 статьи 57 ТК РФ (внесение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством);
части 2 статьи 58 ТК РФ (заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований);
статьи 67 ТК РФ (не оформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, отсутствие на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подписи работника);
статьи 79 ТК РФ (расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора);
части 4 статьи 84.1 ТК РФ (невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, не направление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте);
статьи 137 ТК РФ (включение в заключаемые с работниками трудовые договора условий, не соответствующих положениям трудового законодательства: условия о взыскании с работников штрафов в случае совершения ими прогулов, за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, за неисполнение приказов, распоряжений, указаний работодателя и непосредственного руководителя, за несоблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, за досрочное расторжение трудового по инициативе работника, за досрочное расторжение трудового договора при переходе на работу в другую организацию).
В последние годы сложилась практика заключения с работниками договоров гражданско-правового характера (договоров подряда, оказания услуг и т.д.), а также использование заёмного труда. Работодатели, уклоняясь от предоставления работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, необоснованно заключают договоры гражданско-правового характера. Вместе с тем, в данных отношениях усматриваются признаки трудовых отношений: работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленным у работодателя; налицо подчиненное положение работника по отношению к работодателю; ежемесячная выплата заработной платы; характер поручаемой работы и т. д.
В связи с тем, что должностное лицо Гострудинспекции не вправе квалифицировать характер правовых отношений между сторонами, работник вынужден обращаться в суд, в ответах по обращениям граждан инспекторы разъясняют порядок обращения в судебные органы, прикладывают к ответу образец искового заявления об установлении трудовых отношений.
Основные вопросы, с которыми работники обращаются в суд, связаны, в основном, с восстановлением на работе по причине незаконного увольнения по инициативе работодателя, а также с целью установления факта трудовых отношений и обязать работодателя оформить трудовых отношения в соответствии с действующим законодательством.
В результате проверок хозяйствующих субъектов выявлены наиболее часто встречающиеся нарушения в сфере охраны труда:
недостатки в организации обучения и инструктажа работающих;
нарушение правил обеспечения работников организаций надлежащими средствами индивидуальной защиты;
нарушения, связанные с порядком расследования несчастных случаев на производстве;
нарушения организационного характера (отсутствие специалистов по охране труда на предприятиях, обязательной документации, финансирования мероприятий по охране труда, необходимых лиц, ответственных за выполнение отдельных видов работ и др.);
нарушения при проведении медицинских осмотров.
Нарушения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – важнейшая государственная задача. Поиск факторов, оказывающих влияние на формирование патологии у детей в условиях образовательной среды, и контроль за этими факторами – значимый компонент в системе профилактики болезней глаза и придаточного аппарата, органов пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы, травм и отравлений. В 2022 г. на контроле территориальных органов Роспотребнадзора находилось 173 959 организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей.
В ряде организаций, введенных в эксплуатацию ранее, сохраняется необходимость улучшения санитарно-технического состояния: обеспечение отдельных организаций централизованными системами водоотведения, водоснабжения и отопления, проведение ремонтных работ.
Количество образовательных организаций для детей, функционирующих без централизованного водоснабжения в 2022 г., составило 3 680 организации (2,1 % от общего количества организаций для детей), водоотведения – 3 274 организации (1,9 %), отопления – 2 357 (1,4 %). Расположены такие организации преимущественно в населенных пунктах, не имеющих централизованных технических систем. Большинство организаций для детей, не имеющих централизованной системы водоснабжения, работают на привозной воде (2 832 организации, 76,9 %).
По итогам 2022 г. капитальный ремонт необходим 6 375 организациям (3,7 % от общего количества организаций для детей), частичный – 22 129 организациям (12,7 %), косметический – 26 844 (15,4 %) организациям. В проведении капитального ремонта в Российской Федерации нуждаются 1785 дошкольных образовательных организаций и 3522 общеобразовательные организации.
Проведение капитального ремонта осуществляется в рамках реализации программы капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования» государственной программы «Развитие образования», которая также предусматривает оснащение классов новой мебелью, оборудованием для занятий проектно– исследовательской деятельностью, а также оснащение спортивных залов спортинвентарём. Создание условий для проведения занятий по физической культуре, обеспечение безопасных условий для реализации физической активности является значимым компонентом в системе мероприятий сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих образовательные организации. Оборудованную спортивную зону на территории имеют 77 % дошкольных образовательных организаций и 89,5 % общеобразовательных организаций, спортивный зал – 74 % и 88,7 %, бассейны – 8 % и 2,4 % соответственно. Более 90 % дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций имеют спортивный зал и оборудованную спортивную зону на территории в 12 субъектах Российской Федерации (города Москва и Севастополь, Калининградская, Липецкая, Тульская, Орловская и Курганская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика).
Несмотря на существующие темпы строительства новых организаций для детей, сохраняется проблема работы отдельных организаций в переуплотненном режиме и в режиме многосменности. Превышение наполняемости классных коллективов обуславливает развитие утомления у детей и снижение их умственной работоспособности, увеличивает риск распространения инфекционных заболеваний. Кроме того, вызывает нарушения требований санитарных правил в части расстановки мебели и организации рабочих мест, следствием которых могут стать нарушения осанки и миопия у воспитанников и обучающихся. Всего в «переуплотненном» режиме в 2022 г. функционировало 9 768 организаций (56,3 % из них составляют дошкольные образовательные организации, 42 % – общеобразовательные организации и 1,7 % – другие организации).
В условиях превышения наполняемости классов работали 4106 общеобразовательных организаций. Удельный вес общеобразовательных организаций, работающих в переуплотненном режиме, в 2022 г. составил 8,5 % (2021 г. – 9,6 %, 2020 г. – 9,4 %; 2019 г. – 11 %; 2018 г. – 10,4 %).
Для снижения рисков нарушения здоровья, связанных с «переуплотненным» режимом работы организации, общеобразовательные организации функционируют в режиме нескольких смен, а также переходят на 6-дневную учебную неделю. В 2022 г. работало в одну смену 39 068 общеобразовательных организаций (80,5 % от общего количества образовательных организаций данного типа), в две смены – 9 456 (19,5 %). Организации, работающие в три смены, отсутствуют. Исключение третьей смены в организациях и перевод их на односменный и двусменный режим привел к работе этих организаций в переуплотненном режиме.
В 2022 году в сравнении с 2021 годом уменьшилось количество организаций, работающих в одну смену, и одновременно увеличилось количество организаций, работающих в 2 смены. Это связано с временным переходом ряда общеобразовательных организаций на работу в двухсменном режиме с целью обеспечения соблюдения требований к наполняемости класса в общеобразовательных организациях, в которые были переведены обучающиеся из других общеобразовательных организаций, закрывшихся для проведения капитального ремонта.
В 2022 году по 5-дневной учебной неделе организовано обучение в 33 121 общеобразовательной организации (68,3 % от общего количества общеобразовательных организаций в Российской Федерации), по 6-дневной учебной неделе – в 15 403 организациях (31,7 %). В 2021 году указанные показатели составили 62 % и 38 % соответственно.
Наличие организаций, функционирующих в условиях неблагоприятного санитарно-технического обеспечения, переуплотнения и многосменности диктует необходимость наращивания темпов строительства новых организаций для детей. Значимым фактором в системе сохранения и укрепления здоровья детей является соблюдение требований к образовательной нагрузке. В 2022 г. оценка соблюдения санитарных требований к организации образовательного процесса проведена в 17 783 общеобразовательных организациях (36,6 % от общего количества образовательных организаций данного типа). Нарушения требований выявлены в 2 573 организациях (14,5 % от общего количества организаций, в которых проводилась оценка).
В структуре выявленных нарушений наибольший удельный вес имеют: составление расписания без учета недельной и дневной врабатываемости и утомляемости обучающихся (68,7 %), превышение дневной и недельной образовательной нагрузки (28,1 %), наличие перемен между уроками менее 10 минут (10,4 %), продолжительность между учебными занятиями и занятиями в рамках внеурочной деятельности менее 20 минут (4,1 %), отсутствие перерывов во время занятий для физкульт-минуток, гимнастики глаз (3,4 %), увеличение продолжительности занятий (1,9 %).
Организация питания детей – обязательный элемент в системе создания благополучных условий обучения и воспитания в детских организациях. Здоровое питание для детей обеспечивает их рост, физическое и умственное развитие. Во всех дошкольных образовательных организациях, в которых дети находятся более 4 часов, организовано их питание. Созданы условия по организации питания в 99,9 % общеобразовательных организациях и 98,6 % профессиональных образовательных организациях. В период 2013–2022 гг. отмечается положительная динамика по количеству общеобразовательных и профессиональных организаций, в которых не были созданы условия для питания обучающихся.
В 2022 г. в Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» продолжилась оценка организации школьного питания на основании данных анкетирования представителей администрации общеобразовательных организаций, школьников и их родителей. Выборочные исследования организации питания детей в общеобразовательных организациях, учет индивидуальных характеристик состояния здоровья и антропометрических параметров, особенностей питания и физической активности проводились в 65 субъектах Российской Федерации (2019 г. – в 5 субъектах, 2020 г. – в 24 субъектах, 2021 г. – в 45 субъектах).
Проектом было охвачено 3275 общеобразовательная организация, 113 078 детей. Результаты проведенных исследований указывают на эффективность организации качественного, здорового, горячего питания для обучающихся 1–4 классов, а также работы по взаимодействию с родителями. У детей, получающих горячее, здоровое питание с 2020 года, отмечается снижение темпов прироста заболеваемости ожирением в 2 раза, а также тенденция к снижению общей заболеваемости по болезням органов пищеварения (–2,5 % в год), гастритам и дуоденитам (–3,5 %), анемиям (–4,5 %).
По итогам проводимой работы с 01.09.2020 нарушения требований к материально-технической базе в соответствии с разработанными региональными «дорожными картами» устранены в 2224 общеобразовательных организациях. На 30.01.2023 на контроле остается 15 школ в 3 субъектах Российской Федерации (Республика Крым – 13 школ, Псковская область и Хабаровский край – по 1 школе). Вместе с тем, с 2022 года выявляются случаи ухудшения состояния материальнотехнической базы пищеблоков. Так, в 583 школах выявлен износ технологического оборудования, в 369 школах – изменение набора помещений пищеблока, в 231 школе необходимо проведение ремонтных работ.
Ежегодная оценка меню в школах позволила за 2 года в 3 раза сократить число меню с составленные с нарушениями к сбалансированности питания, полноте вложения продуктов, соблюдению принципов здорового питания. Значительно снизилось число школ, в меню которых отсутствовали овощи и фрукты, их доля составляет 0,5 %. Невыполнение норм питания по основным группам пищевых продуктов (мясу, рыбе, молоку, творогу, овощам и фруктам) снизилось в 2 раза. Оценка более 28 тысяч готовых горячих блюд в 2022/2023 учебном году на соблюдение требований к соответствию температуры выдаваемых блюд показала, что число выявленных нарушений уменьшилось в 1,5 раза по сравнению с 2020/2021 учебным годом. За 2 года остается на стабильном уровне доля выявляемых нарушений в части несоблюдения массы порций и калорийности горячих блюд 1,5 % и 3,5 % соответственно. Результаты надзорных мероприятий за 2 года показывают снижение в 7 раз числа школ с нарушениями в части качества и безопасности поставляемых пищевых продуктов, в 1,5 раза – требований к технологии приготовления блюд, в 1,3 раза – требований к режимным вопросам работы пищеблоков. За 2 года в 1,5 раза снизилось число выявляемых нарушений у поставщиков пищевых продуктов по соблюдению требований к их транспортировке.
Работа по взаимодействию с родителями показывает снижение в 4 раза числа поступающих обращений родителей по вопросам горячего питания детей в школах. Объективным подтверждением благополучия и безопасности образовательной среды являются результаты проведенных в них лабораторно-инструментальных исследований. Территориальными органами Роспотребнадзора при проведении плановых и внеплановых мероприятий по контролю осуществляется лабораторноинструментальный контроль за качеством воды, пищевого сырья и готовых блюд, параметрами микроклимата, освещенности, шума, электромагнитных излучений, а также соответствия мебели росто-возрастным особенностям детей. За период 2013–2022 гг. отмечается положительная динамика удельного веса проб, несоответствующих требованиям.
За период 2013–2022 гг. отмечается снижение удельного веса проб воды и готовых блюд, не соответствующих нормативным требованиям, что может свидетельствовать об улучшении качества воды, подаваемой в организации для детей, соблюдении обязательных технологических требований при приготовлении блюд. За указанный период также отмечается снижение удельного веса замеров мебели, освещенности и электромагнитных полей, не соответствующих требованиям. В современном учебном процессе активно используются электронные средства обучения (ЭСО). В 2022 г. было проведено 28 860 замеров рабочих мест с ЭСО в 5026 организациях. Удельный вес замеров, несоответствующих требованиям, составил 1,6 %.
В 2022 г. на территории Российской Федерации был зафиксирован 31 эпизод групповой заболеваемости ОРВИ и гриппом, что в 1,8 раз меньше чем за 2021 г. В структуре вспышек заболеваний, связанных с воздушно-капельным механизмом передачи, случаи ОРВИ и гриппа составили 0,8 %. Наибольшее количество таких случаев было зафиксировано среди детского населения: в дошкольных образовательных организациях – 15 (48 % от общего количества зарегистрированных вспышек) с числом пострадавших 394 человека, и в общеобразовательных организациях – 10 (32 % от общего количества зарегистрированных вспышек) с числом пострадавших 239 человек.
Нарушения в сфере образовательной деятельности
В 2022 году в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Рособрнадзором проведено 8 контрольных (надзорных) мероприятий, из них:
6 - в соответствии с Планом мероприятий (1 образовательная организация высшего образования и 5 её филиалов);
2 - внеплановые проверки (контроль исполнения предписаний).
По результатам проведенных проверок были выявлены следующие нарушения обязательных требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
части 3 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"- документы, размещенные на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не обновляются в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений;
части 3 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников организации, не учитывается мнение советов обучающихся;
части 6 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"- в организации локальным нормативным актом не установлен порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения.
По результатам проведенных проверок были выявлены следующие нарушения обязательных требований Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490:
у лицензиата отсутствуют утвержденные в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные программы, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности; представленные лицензиатом разработанные образовательные программы не имеют необходимых реквизитов утверждения: отсутствует подпись ректора либо наименование распорядительного документа, которым утверждены программы, его дата и номер; отсутствуют сведения об утверждении представленных образовательных программ в электронном виде с использованием цифровой подписи;
у лицензиата отсутствуют в штате или привлекаемые им на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ.
По результатам проведенных проверок были выявлены следующие нарушения обязательных требований, предусмотренных Требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831, - на официальном сайте образовательной организации отсутствует обязательная для размещения информация (либо информация представлена не в полном объеме).
В части соблюдения обязательных требований информационной открытости образовательной организации, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", можно выделить следующие причины возникновения нарушений:
недостаточный административный контроль, в том числе вследствие децентрализации ответственности за наполнение и обновление соответствующих подразделов специального раздела «Сведения образовательной организации» официального сайта образовательной об организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
превалирование маркетинговой функции официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» над функцией информирования вследствие отсутствия у должностных лиц понимания социальной значимости сайта как инструмента информационной открытости и отсутствия соответствующих стратегических задач деятельности образовательной организации;
стремление образовательных организаций оптимизировать минимизировать затраты на информационное обслуживание образовательной деятельности из-за выросших издержек на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в результате пандемии и привлечение для обслуживания сайта менее квалифицированных, следовательно низкооплачиваемых специалистов, либо вынужденного сокращения численности специалистов информационной сферы и администраторов сайта в целом, вплоть до передачи функций технологического обеспечения и информационного наполнения сайтов на аутсорсинг в сторонние организации, не связанные со сферой образования, сотрудники которых не обладают достаточными компетенциями в области законодательства в сфере образования.
Невнесение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в ФИС ФРДО сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении обусловлено следующими факторами.
Одной из причин явилось то обстоятельство, что в 2014-2018 годах большое количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, было реорганизовано путем объединения, и при передаче хранящихся в архивах таких организаций личных дел выпускников часть сведений была утрачена.
Вторым фактором является отсутствие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, сведений о страховых номерах индивидуального лицевого счета лиц (для граждан Российской Федерации), которым были выданы документы об образовании с 10.07.1992 по 31.08.2013 включительно, что затрудняет внесение сведений о документах об образовании и (или) о квалификации в ФИС ФРДО.
По результатам проваленных проверок были выявлены следующее типичные нарушения Требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитии, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 (далее - Требования):
организацией не издан локальный нормативный акт, определяющий условия присутствия в соответствии с законодательством Российской Федерации детей на публичном показе, при публичном исполнении, демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, запрещенной для детей, в случае их организации и (или) проведения;
организацией не издан локальный акт, определяющий дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей, и ее фрагментов, распространяемых посредством эфирного и кабельного, теле и радиовещания, сети «Интернет» и сетей подвижной радиотелефонной связи, в местах доступных для детей в соответствии со статьями 13, 14 и 16 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
организацией не издан локальный нормативный акт, определяющий процедуры, направленные на предотвращение, выявление и устранении нарушений законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
не осуществлено ознакомление работников организации, в трудовые обязанности которых входит организация и осуществление оборота информационной продукции, запрещенной для детей, с положениями законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, с локальными актами, изданными в соответствии с подпунктом 3.1 Требований;
организацией не назначен работник, ответственный за применение административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, учитывающий специфику оборота информационной продукции, запрещенной для детей, и за проверку порядка их применения.
К основным причинам нарушений Требований можно отнести низкую трудовую и управленческую дисциплину, выражающуюся в недостаточном контроле со стороны должностных лиц образовательных организаций, руководителей высшего административного звена образовать организации или се филиала вопроса защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. В образовательных организациях обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью (развитию), в отдельных случаях возлагается на подразделение, занимающиеся информационным и программным обеспечением, на подразделения, занимающиеся организационной работой с обучающимися (институты, факультеты, деканаты). Вместе тем сотрудники подразделений не всегда имеют достаточные правовую информировать и личную ответственность, что, в результате привод к нарушению обязательных требований.
По результатам проведенных проверок:
образовательной организации выдано предписание Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений;
возбуждено 9 дел об административных правонарушениях; постановлениями судебных органов назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 200 тыс. руб.;
в отношении одной организации возбуждено дело об административном правонарушении в связи с неисполнением ранее выданного предписания и запрещен прием на обучение (прием на обучение был возобновлен на основании решения суда).
Нарушения в сфере пожарной безопасности
МЧС России ежегодно реализует комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности образовательных учреждений в период их подготовки к началу нового учебного года. За прошлый год количество пожаров на объектах образования по сравнению с 2021 снижено на 11%, непосредственно в школах – почти на 20%.
По итогам 2022 года надзорными органами МЧС России в образовательных организациях проведено более 27 тыс. контрольных (надзорных) мероприятий, устранено свыше 15 тыс. нарушений противопожарных требований, проведено более 97 тыс. занятий и инструктажей по действиям в случае возникновения ЧС и пожара. На более чем 4 тыс. объектах образования восстановлена работоспособность систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре. Кроме того, вопрос эксплуатации данных приборов по истечении гарантийного срока находится под пристальным вниманием надзорных органов.
Самыми распространенными нарушениями в области пожарной безопасности, встречающимися являются:
загромождение проходов,
несоответствие путей эвакуации требованиям противопожарных норм,
отсутствие систем оповещения и пожарной автоматики,
а также нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования.
Нельзя заставлять мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки, переходы в смежные секции, выходы на лестницы, лестничные площадки, марши лестниц, коридоры, лифтовые холлы. Нельзя снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запрещено остеклять балконы, лоджии и галереи, которые ведут к лестничным клеткам, устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Выходы и пути эвакуации должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам, количеству. Нередко, что пути эвакуации не отвечают элементарным правилам безопасности для эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации. Например, по требованиям пожарной безопасности запрещено применение некоторых отделочных материалов на путях эвакуации, в частности отделка деревом. Нельзя также отделывать эвакуационные пути (коридоры) материалами, на которые отсутствует сертификат пожарной безопасности. Потому что есть материалы, типа пластиковых панелей, по внешнему виду которых нельзя сразу определить, горючие они или негорючие, выделяют токсичные вещества или нет и т.д.
Еще одно довольно распространенное нарушение – зауженные дверные проемы, например, вместо положенных по правилам 1,20 м их делают 90 см. А значит, при возникновении чрезвычайной ситуации, может возникнуть «пробка», давка и т.д.
Очень часто отсутствует, или не соответствует требованиям система пожарной автоматики. Так часто пути эвакуации оборудованы аварийным освещением и знаками аварийного выхода (указателями). А ведь при пожаре часто основное электроснабжение выключается, и в этом случае должно загораться аварийное освещение и освещаться эвакуационный выход, чтобы дать людям возможность сориентироваться в темноте, в незнакомом месте.
Не менее серьезное нарушение – отсутствие систем дымоудаления, что актуально, поскольку при замкнутом объеме, где нет возможности удаления дыма и растет концентрация отравляющих веществ, человек теряет ориентацию и может задохнуться продуктами горения.
В организациях должна быть автоматическая система оповещения о пожаре, однако во многих организациях не установлены системы автоматической пожарной защиты или они не соответствуют нормам. К примеру, нет автоматической системы пожаротушения, или элементарной автоматической пожарной сигнализации.
Также самыми распространенными случаями нарушений правил пожарной безопасности являются курение в неустановленных местах (то есть в рабочих кабинетах) и нарушение требований к эксплуатации электропроводки. Последнее нарушение служит причиной 25% возгораний. Как правило, это связано со сверхнагрузкой на электросети (применение электронагревательных приборов и проч.), плохой заизолированности проводов и др.
Важно отметить, что 28 мая 2022 года опубликован Федеральный закон от 28 мая 2022 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вносит изменения в статью 20.4 КоАП РФ, значительно увеличивающий административные штрафы за нарушения требований пожарной безопасности.
Материалы МЧС России для образовательных организаций скачать по ссылке .
Нарушения в сфере ограничения конкуренции
ФАС России были выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства в сфере образования:
Признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в наделении хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти в части наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами по ведению различных реестров (перечней) образовательных программ, в связи с чем были выданы предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В рамках исполнения органами власти соответствующих предупреждений были восстановлены равные условия хозяйствующих субъектов, действующих на рынках образовательных услуг.
Признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции при внедрении в субъектах Российской Федерации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее – ПФДО).
Ключевой задачей для развития конкуренции в сфере образования является создание прозрачной и недискриминационной системы распределения бюджетных средств, а также создание механизмов государственной поддержки негосударственных образовательных организаций.
Система ПФДО создана для повышения охвата детей качественным современным и востребованным дополнительным образованием без ограничения выбора организаций и индивидуальных предпринимателей, которые предоставляют образовательные услуги. Она предусматривает выдачу ребенку (законному представителю) сертификата, который дает ему право самостоятельно выбрать дополнительную образовательную программу и организацию, предоставляющую образовательные услуги по этой программе, независимо от формы собственности, а также право исполнителя образовательных услуг получить из государственной бюджетной системы возмещение затрат.
Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р, предусмотрено внедрение системы ПФДО не позднее 2024 года во всех субъектах Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба с 2019 года начала заниматься мониторингом внедрения системы ПФДО в субъектах Российской Федерации с целью недопущения нарушения требований антимонопольного законодательства.
В 2020 году по итогам выявленных нарушений антимонопольного законодательства ФАС России с Минпросвещения России издано совместное письмо о недопущении возможных рисков ограничения конкуренции при внедрении на территории субъектов РФ системы ПФДО. Территориальным управлениям антимонопольного органа поручено проводить анализ реализуемых и внедряемых нормативных правовых актов, регулирующих реализацию Системы на предмет соответствия антимонопольному законодательству, и при необходимости оказывать консультативную помощь органам власти при подготовке таких актов в целях предотвращения нарушения антимонопольного законодательства.
Антимонопольным органом в общей сложности выдано более 40 предупреждений. В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации были выявлены положения, ограничивающие конкуренцию.
В ряде субъектов Российской Федерации прохождение обучения по сертификатам в частных образовательных организациях (у индивидуальных предпринимателей) и вовсе не осуществлялось. Основная доля денежных средств тратится/реализуется на обучение в государственных (муниципальных) организациях. 28.12.2022 были внесены изменения в Федеральный закон № 189 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее — Закон о социальном заказе).
В соответствии с указанными изменениями реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств) вошла в число видов деятельности, на которые распространяется Закон о государственном (муниципальном) заказе. Данный Закон расширяет возможности для конкурентного оказания бюджетных услуг в соответствии с принципом «деньги следуют за потребителем». Его цель — повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг для населения за счёт привлечения негосударственного сектора.
Органы исполнительной власти, отвечающие за организацию оказания услуг в сфере дополнительного образования, определяют государственный (муниципальный) социальный заказ, то есть объем государственных гарантий в форме оплачиваемых из бюджета услуг и их качество.
Оказание услуг возможно исключительно посредством социальных сертификатов, при этом гарантируется единообразие и стандартизация при предоставлении средств из бюджета, публичность и прозрачность условий предоставления средств, обоснованность при принятии управленческих решений.
Социальные сертификаты позволяют гражданину самостоятельно выбрать любого исполнителя услуг, включенного в реестр исполнителей, и гарантируют выбранному исполнителю оплату оказания услуги в соответствии с установленными нормативными затратами. Главное условие - подача исполнителем заявки на включение в перечень, сформированный уполномоченным органом.
Установлены единые подходы к финансовому обеспечению деятельности, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности исполнителя с введением нормативных затрат, которые ранее использовались для расчета госзадания.
Положительным эффектом для негосударственных организаций в связи с переходом на социальный сертификат будет являться повышение удобства взаимодействия с органами власти и снижение административных издержек исполнителей услуг, повышение эффективности и устойчивости деятельности организации за счет предсказуемости поступления финансовых средств.
Нарушения в сфере информационных технологий
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
В 2022 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных территориальными управлениями Роскомнадзора проведено 53 плановые проверки в отношении образовательных организаций.
Нарушения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных выявлены по результатам проведения 33 проверок (62% от общего количества проведенных проверок), образовательным организациям выдано 33 предписания об устранении выявленных нарушений.
Типовыми нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются:
непредставление в уполномоченный орган сведений о прекращении обработки персональных данных или об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных;
представление в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения;
непринятие оператором мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
несоблюдение оператором требований по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных без использования средств автоматизации;
отсутствие у оператора места (мест) хранения персональных данных (материальных носителей), перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ.
Для получения документа необходимо авторизоваться до прохождения теста.